Концепция издания формирует оригинальное представление о новом печатном продукте. Концепция учитывает все цели заказчика и реализует их как внешне, так и содержательно, позволяет придерживаться единого стиля подачи материалов. Точно и правильно сформированное представление о сочетании внешнего вида и внутреннего наполнения журнала или другого печатного проекта позволяет поддерживать его в популярном, пользующимся постоянным интересом состоянии на протяжении многих лет.
Грамотная разработка концепции журнала позволит более точно донести его содержимое, его суть и идеи до потенциального адресата, сделав его своим постоянным читателем.
Немаловажен и коммерческий успех журнала. Благодаря правильно созданной концепции, максимально выверенных всех составляющих процесса создания концепции журнала, издание будет пользоваться и коммерческим спросом. Что, в свою очередь позволит, ему не просто существовать, а развиваться и совершенствоваться.
Создание концепции журнала начинается с определения жанрового направления журнала: корпоративное издание, общественное, социальное, развлекательное и т.д. А также его потенциального читателя, т.е. целевую аудиторию и, обозначение собственно цели самого проекта. Иными словами: что издаем, для кого, и зачем.
После определения направления журнала и его читательской аудитории обсуждаются издательские параметры:
- объём (количество полос);
- предполагаемый тираж;
- вид бумаги для изготовления обложки и блока;
Далее создание журнала предполагает шаги по внутреннему наполнению. Важное действие на этом этапе разработки журнала - создание рубрикатора.
Рубрикатор - это перечень и порядок постоянных или периодических разделов журнала, объединенных одной темой и соответствующих специфики всего журнала.
Помимо традиционных рубрик «Новости», «Колонка редактора» и т.д, рубрики могут быть абсолютно оригинальными, использоваться как постоянно, так и периодически, меняться в разных номерах журнала, но обязательно должны составлять в совокупности с общим наполнением журнала единый медийный продукт.
Подбор рубрик журнала важен и для структурирования всего продукта, планирования издательского процесса, в том числе, при создании новых номеров. Выбор и сочетание рубрик является наиболее наиболее эффективным, если будет производиться с учетом актуальности информационных поводов. Т.е., рубрикатор может быть достаточно мобильным. Некоторые рубрики могу составляться также и предпочтениями руководства журнала или даже по пожеланиями читателей.
Составление рубрикатора в процессе создания концепции журнала определяет формирование имиджа всего проекта, и заметно влияет на его качество. Рубрикатор является таким же «лицом» журнала, как, например, обложка или передовица газеты (в случае журнала - первая статья, открывающая номер).
Заключительным действием при разработке журнала является дизайн обложки и блока. При этом важнейшим моментом является соотношение текста и иллюстраций внутри журнала. Это соотношение напрямую зависит от выбранной стилистики журнала, его направления развития и ориентира на конкретного читателя. Условно можно считать, что в большинстве журналов иллюстрации занимают не менее 30 процентов от общего наполнения номера. Но эта цифра весьма условна.
Дизайн журнала является собирательным моментов в создании концепции, придающим всему ранее придуманному, и разработанному единую форму. При этом концепцию дополняют особые дизайнерские придумки и специфические элементы при вёрстке и последующей печати журнала (постеры на разворотах, лак, ламинирование, тиснение на обложке и т.д.
В области создания концепции журнала находится и наполнения его информацией. Это может быть написание текстов для журнала в т.н. «пилотный номер», как специалистами компании, создающей концепцию журнала, так и специально привлеченными авторами, экспертами и т.д.
При завершении создания концепции журнала может быть подготовлен «пилотный» номер издания с полностью наполненным оригинальным содержанием, включая высококачественные изображения, фотографии, в соответствии с тематикой печатных материалов (авторские художественные фотоработы, портреты, фоторепортажи и т. д.), созданным по минимальной цене в репетиционном виде. С целью снижения затрат на выпуск «пилотного» номера, этот способ информационного наполнения журнала сегодня особенно актуален и широко практикуется. После создания журнала в репетиционном виде, некоторые материалы (на усмотрение издателя) могут быть доработаны силами редакции.
Таким образом, создание концепции журнала представляет сбой сложный и трудоёмки процесс, которым занимаются высококвалифицированные специалисты разного профиля. В зависимости от конкретного заказа, разработка концепции журнала может завершиться как разработкой оригинал-макета с последующей сдачей заказчика для информационного наполнения и печати, так и разработкой журнала «под ключ» с печать и доставкой первого «пилотного» номера издания.