ДИЗАЙН в рекламе играет основную роль.
Согласно данным статистики только 8% покупателей совершают покупки рационально, остальная часть потребителей (92%) – импульсивно. Именно дизайн и несет эмоциональную составляющую продукта. Известно, что из всей органов чувств, зрение – основной источник информации поступающей в мозг.
В ХХ веке в условиях массовизации сознания аудитории, культуры и рекламной сферы наблюдается явное упрощение эстетических вкусов до уровня вульгарного вкуса толпы.
Упрощённые стереотипным восприятием «человека с улицы» в рекламе бытуют тексты и сюжеты, сгруппированные вокруг знаменитых произведений или исторических персонажей. В первую очередь, это проявляется на визуальном уровне.
Рекламная сфера дизайн стереотипизировала до предела. В частности, рекламисты страдают стереотипом «упрощенного» разделения аудитории на «домохозяек», «бизнесменов», «молодёжную публику» и т.д. Хотя это не всегда оправданно.
С другой стороны, стереотипы распространены и в среде аудитории, та часть которой, например, которая относится к среднему классу, почему-то считает, что реклама недорогой мебели обманчива, т.к. предлагает не очень качественный товар.
Мы выделяем шесть основных стереотипов, которые используются в дизайне рекламы наиболее часто:
Стереотип «Старина».
Обычно рекламный дизайн стилизован под средневековье. Это подразумевает использование натуральных материалов, имитацию ремесленного производства изделий. Дополнительно о
естественности и экологичности продуктов говорят
природная цветовая гамма и акцент на фактуре материала упаковки.
Подтекст такой рекламы обычно следующий: в средневековье всё было предельно функционально и подчинено принципу удобства и ясности (в смысле отношений с окружающим миром).
Товарные группы, нередко рекламируемые в рамках данного стереотипа, – недорогие: продукты питания (хлеб, молочные, мясные продукты), различные бальзамы, настойки, недорогая косметика).
Стереотип «Классика».
Современное представление о классике подразумевает дизайне
строгий вкус, консерватизм и одновременно гарантии высокого качества, защиты (надёжности) в условиях стремительно меняющегося окружающего мира. Одновременно рекламные работы, выполненные в стереотипе «классика» акцентируют внимание на уважении к эстетическим и культурным традициям разных стилей, что лишь подчёркивает серьёзность и полисемантичность такой рекламы.
Цветовая гамма дизайна обычно выполняется в такой рекламе
в белых тонах, иногда с добавлением бежево-жёлтых оттенков, цвета древесины, позолоты.
На таких рекламных работах (если это печатная реклама: печать каталога, брошюры, буклета), нет ярких и контрастных переходов цвета.
Основные товарные категории, которые обычно продвигаются с помощью этого стереотипа в дизайне, это предметы престижного потребления (часы, мебель, авто, ювелирные изделия, дорогой алкоголь, духи).
Стереотип «Будущее».
Дизайн данной рекламы избегает любых опознавательных знаков современности.
Формальный мир такого рекламного сообщения – это
стерильный, техногенный, космический мир, большие абстрактные пространства с обилием воздуха и света, всё это наполнено предметами из стекла, металла и искусственных материалов, с ровными, гладкими, идеальными поверхностями.
Сдержанная серебристая цветовая гамма может «разбавляться» кислотными оттенками.
В русле стереотипа «Будущее» рекламируются, прежде всего, те товарные группы, которые ориентированы на молодёжь: автомобили, спортивное оборудование и одежда, лечебная косметика, а также высокотехнологичные товары: аудио-, видео-, компьютерная техника и мобильные телефоны.
Стереотип «Гедонизм».
Дизайн, несущий
идеи роскоши, чувственности, наслаждения на грани дозволенного.
Черты подобной рекламы:
насыщенная цветовая гамма, активное использование чёрного цвета, «диагональные» композиции (или же композиции построены на пересечении диагоналей), контрастное освещение и т.д.
Вообще такая реклама воспроизводит мир красивого цветового хаоса, в нём сильны эмоции (импульсивность, безрассудство).
Стереотип «Антигедонизм».
Это самый молодой из всех имеющихся эстетических стереотипов.
В данном направлении дизайна транслируются всевозможные отрицательные эмоции:
страх, отвращение, неприятие чего-либо и т.п. Общепринятые нормы и мораль в рамках данного стереотипа отрицаются.
Здесь неприемлемы стандартные образцы поведения. Эмоции доведены до крайности: типа юмор в стереотипе «гедонизм» легко перерастает в «чёрный юмор» и сарказм в стереотипной рекламе «антигедонизм».
Стереотип «Буржуа».
Дизайн в рекламном направлении преподносит потенциальному потребителю чистый и
уютный мир. Он удобен, современен. Правда, из него удалены все черты глобальности. Этот мир ограничен пределами семьи, рабочего коллектива.
Сюжеты таких реклам – чаще всего реализуются в условиях маленьких интерьерчиков кофеен, офисов, квартир, небольших загородных домиков.
В такой рекламе могут присутствовать очень милые и очаровательные дети, т.е. этот мир предельно прост и понятен.
Все большие проблемы, как правило, можно разрешить с помощью рекламируемого товара, типа, если накормить мужа вкусными пельменями с майонезом, в семье будет мир.
Дизайн любой полиграфической продукции должен быть лаконичным, привлекательным, но не мешать восприятию предоставленной информации.